Что такое проходной канал и непроходной канал. Производство и потребление тепла
Трассы тепловых сетей не могут быть сделаны произвольно, по субъективному желанию, они выполняются в соответствии с указаниями СНиП 41-02-2003, СНиП 3.05.03-85 и строго регламентированы
Современные способы прокладки и возведения тепловых сетей (рис. 1) классифицируют следующим образом:
1. Бесканальная прокладка тепловых сетей в грунте. Для тепловых сетей условным диаметром D y ≤ 400 мм следует предусматривать преимущественно бесканальную прокладку.
2. Совмещенная многотрубная прокладка теплопроводов в общей траншее совместно с другими коммуникациями.
3. Прокладка тепловых сетей в подземных непроходных каналах - раздельно или совмещено с другими коммуникациями.
4. Совмещенная прокладка теплопроводов в подземных проходных коллекторах и технических подпольях зданий.
5. Надземная - воздушная прокладка теплопроводов.
Рисунок 1.
Бесканальная прокладка 1 является наиболее экономичным способом сооружения теплосетей, обеспечивающая меньшие объемы земляных и строительно-монтажных работ, экономию сборного железобетона, снижение трудоемкости строительства и повышение производительности труда.
При качественных и долговечных индустриальных конструкциях теплопроводов и материалах и надлежащем выполнении монтажных и изоляционно-сварочных работ способ обеспечивает расчетную долговечность подземных коммуникаций (более 30 лет) и необходимую защиту от коррозии.
При сооружении внутри квартальных подземных коммуникаций от котельных, ЦТП в районах нового жилищного строительства городов наиболее эффективно применяется совмещенная бесканальная прокладка нескольких сетей 2 - горячего и холодного водоснабжения и других в общей траншее. Число труб при этом может достигать до 10-12 шт. Она более экономична, чем раздельная прокладка (на 15 % по стоимости, на 25-30 % по объему земляных работ), сокращаются сроки строительства.
Преимущественное распространение в городах получил способ строительства тепловых сетей в непроходных подземных каналах 3. Канал защищает теплопровод от механических нагрузок, обеспечивает температурные деформации его, защищает от воздействия грунтовой среды и поверхностных вод. Но такой тип прокладки весьма дорог, требует значительного расхода железобетонных конструкций (от 500 до 2000 м 3 на 1 км трассы), больших объемов земляных работ и трудовых затрат.
Ограниченное применение получил способ совмещенной прокладки теплопроводов в тоннелях, проходных коллекторах и технических подпольях зданий 4.
Подземную прокладку тепловых сетей допускается принимать совместно с другими инженерными сетями: в каналах - только с водопроводами, трубопроводами сжатого воздуха давлением до 1,6 МПа, мазутопроводами, с контрольными кабелями связи теплосетей, а в тоннелях - только с водопроводами диаметром до 500 мм, кабелями связи, силовыми кабелями напряжением до 10 кВ, трубопроводами сжатого воздуха давлением до 1,6 МПа и напорной канализации. Прокладка трубопроводов тепловых сетей в каналах и тоннелях с другими инженерными сетями кроме указанных не допускается.
Таким образом, в населенных пунктах для тепловых сетей предусматривается, как правило, подземная прокладка (бесканальная, в каналах или в городских и внутриквартальных тоннелях совместно с другими инженерными сетями), прокладка тепловых сетей по насыпям автомобильных дорог не допускается. Под городскими проездами и площадями с усовершенствованным покрытием, а также при пересечении крупных автомагистралей их следует прокладывать в тоннелях или футлярах.
При обосновании допускается надземная прокладка тепловых сетей 5 на низких или высоких железобетонных опорах, в отдельных случаях - на кронштейнах вдоль стен зданий.
При выборе трассы теплосетей разрешается пересечение водяными сетями диаметром 300 мм и менее жилых и общественных зданий при условии прокладки сетей в технических подпольях, технических коридорах и тоннелях (высотой не менее 1,8 м) с устройством дренирующего колодца в нижней точке на выходе из здания. Пересечение тепловыми сетями детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений не допускается.
В последние годы надземная прокладка тепловых сетей получает все большее распространение, особенно при реконструкции и капитальных ремонтах существующих подземных сооружений. Их часто выносят на поверхность земли в совершенно неожиданных местах - во дворах жилых микрорайонов, на спортивных площадках, в парковых зонах, на внутриквартальных проездах и т.д., нисколько не считаясь с интересами жителей, учреждений и организаций. При попустительстве архитектурных и административных инспекций «украшают» теплопроводами окружающие пространства. Организации - владельцы теплосетей часто мотивируют такие решения как временный выход из положения.
Предназначены для защиты трубопроводов от механического воздействия грунтов и корозионного влияния почвы. Канальная прокладка допускается для теплоносителя с температурой до 3500С и давления до 2,2МПа.
Проходные каналы применяются при прокладке в одном направлении не менее 5 труб большого диаметра.проходные каналы используют часто для прокладки теплопроводов под многоколейными жд и автостардами, недопускаюшими вскрытия каналов в случае ремонта. Каналы сооружаются из монолитного или сборного жб по типовым проетам, ранее применялись каналы из кирпича. Наименьшая высота канала принимается 1,8м, ширина определяется числом и размером труб с учетом допустимых зазоров между ними. Ширина прохода для обслуживания принимается не менее 0,7м. габариты типовых каналов выбирают из условия свободного доступа, ремонта и обслуживания арматуры. Общие коллекторы оборудуют монтажными проемами, вентиляцией, освещением,телефоном и водоотливом. В проходных каналах трубы большего диаметра размещают в нижнем ряду, меньшего вверху. Теплопроводы рекомендуется укладывать в правом (по ходу теплоносителя от станции) вертикальном ряду,остальные левом.
Полупроходные каналы применяют в стесненых условиях местности когда невозможно устройство проходных каналов. Их используют в основном для прокладки сетей на коротких участках под крупными инженерными узлами.Недопускающими вскрытия каналов для ремонта трубопроводов. Высота полупроходных каналов принимается не менее 1,4м, свободный проход не менее 0,6м; при этих габаритах возможно проведение мелкого ремонта труб. Полупроходные каналы изготавливаются из монолитного или сборного жб по типовым проетам.
Непроходные каналы получили наибольшее распространение среди других видов каналов. Каждый вид каналов применяется в зависимости от местных условий изготовления, своиств грунта, места прокладки. В непроходные каналы укладывают трубопроводы тепловых сетей не требующие постоянного надзора. В настоящее время каналы выполняют по типовым проектам из с.б. ж.б элементов. Наружная гидроизоляция каналов препятствует проникновению грунтовых и атмосферных вод. Каналы пригодны для повсеместной прокладки в том числе под улицами, и автодорогами местного значения. Подготовка основания из дренирующих материалов под каналами предупреждает затопление ТС в период максимального паводкового подъема грунтовых вод. Ранее применялись каналы с дренирующей засыпкой теплопроводов для прокладки в зоне грунтовых вод, в настоящее время прокладки в каналах без воздушного зазора недопускаются так как при отсутствии воздушного зазора тепловая изоляция постоянно находится во влажном состоянии. При прокладке в зоне грунтовых вод предусматривается попутный дренаж, дренажная труба диаметр которой определяется расчетом. Дренажные трубы выполняются с уклоном не менее 0,003 в сторону смотровых колодцев
Подвижные опоры трубопроводов в каналах опираются на ж.б подушки с закладными металлическими пластинами. С помощью подушек между низом изолированного теплопровода и дном канала образуется воздушный зазор препятствующий увлажнению изоляции от попадающей в канал воды. Для стока воды вдоль канала расстояние между подушками соседних трубопроводов должно быть не менее 0,1м. наименьшее заглубление от поверхности земли до верха перекрытия канала принимается не менее 0,5м.
Канальная прокладка удовлетворяет большинству требований, однако стоимость ее в зависимости от диаметра выше на 10-50% бесканальной. Каналы предохраняют трубопроводы от воздействия грунтовых, атмосферных и паводковых вод. Трубопроводы в них укладывают на подвижные и неподвижные опоры, при этом обеспечивается организованное тепловое удлинение.
Технологические размеры канала принимают исходя из минимального расстояния в свету между трубами и элементами конструкции, которое в зависимости от диаметра труб 25-1400 мм соответственно принимают равным: до стенки 70-120 мм; до перекрытия 50-100 мм; до поверхности изоляции соседнего трубопровода 100-250 мм.
Глубину заложения канала принимают исходя из минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок от автотранспорта на перекрытие. В большинстве случаев толщина слоя грунта над перекрытием составляет 0,8-1,2 м, но не менее 0,5 м.
При централизованном теплоснабжении для прокладки тепловых сетей применяют непроходные, полупроходные или проходные каналы. Если глубина заложения превышает 3 м, то для возможности замены труб сооружают полупроходные или проходные каналы.
Непроходные каналы применяют для прокладки трубопроводов диаметром до 700 мм независимо от числа труб. Конструкция канала зависит от влажности грунта. В сухих грунтах чаще устраивают блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- и многоячейковые. В слабых грунтах вначале выполняют бетонное основание, на которое устанавливают железобетонную плиту. При высоком уровне грунтовых вод для их отвода в основании канала прокладывают дренажный трубопровод. Тепловую сеть в непроходных каналах по возможности размещают вдоль газонов.
В настоящее время устраивают преимущественно каналы из сборных железобетонных лотковых элементов (независимо от диаметра прокладываемых трубопроводов) типов КЛ, КЛс, или стеновых панелей типов КС и др. Каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами. Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит, тощего бетона или песчаной подготовки.
При необходимости замены труб, вышедших из строя, или при ремонте тепловой сети в непроходных каналах приходится разрывать грунт и разбирать канал. В некоторых случаях это сопровождается вскрытием мостового или асфальтного покрытия.
Полупроходные каналы . В сложных условиях пересечения трубопроводами тепловой сети существующих подземных коммуникаций, под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Их применяют также при прокладке небольшого числа труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено, а также при прокладке трубопроводов больших диаметров (800-1400 мм). Высоту полупроходного канала принимают не менее 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов — плиты днища, стенового блока и плиты перекрытия.
Проходные каналы . Иначе их называют коллекторами; они сооружаются при наличии большого числа трубопроводов. Их располагают под мостовыми крупных магистралей, на территории больших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Совместно с теплопроводами в этих каналах размещают и другие подземные коммуникации: электро- и телефонные кабели, водопровод, газопровод низкого давления и т. п. Для осмотра и ремонта в коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам и оборудованию.
Коллекторы выполняются из железобетонных ребристых плит, звеньев рамной конструкции, крупных блоков и объемных элементов. Они оборудуются освещением и естественной приточно-вытяжной вентиляцией с трехкратным воздухообменом, обеспечивающим температуру воздуха не более 30°С, и устройством для удаления воды. Входы в коллекторы предусматриваются через каждые 100-300 м. Для установки компенсирующих и запорных устройств на тепловой сети должны быть выполнены специальные ниши и дополнительные лазы.
Прокладка трубопроводов в каналах.
Для городских и населенных пунктов по архитектурным соображениям рекомендуется применять подземную прокладку теплопроводов. Независимо от качества грунта, загруженности подземных коммуникаций и стесненности проездов. Для промышленных площадок подземная прокладка используется при высокой насыщенности подземных коммуникаций с целью упорядочения технологических прокладок в одном коллекторе с теплопроводами.
Канальные прокладки предназначены для защиты трубопроводов от механического воздействия грунтов и коррозийного влияния почвы. Стены каналов облегчают работу трубопроводов, поэтому канальные прокладки допускаются для теплоносителей с давлением до 2,2 МПа и температурой до 350С. . В зависимости от количества прокладываемых в одном направлении трубопроводов применяют непроходные, полу проходные или проходные каналы. Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию. Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией. Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен составлять порядка 0,8-1,2 м и не менее. 0,6 м в местах, где движение автотранспорта запрещено.
Непроходные каналы
Применяются при большом числе труб небольшого диаметра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- или многоячейковые.
Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диаметров. Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготовки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредственно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопроводов. Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных элементов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железобетонных плит КС.
Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элементов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.
Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.
В каналах типа КС стеновые панели устанавливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.
Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или песчаной подготовки в зависимости от вида грунта. Наряду с рассмотренными выше каналами применяются и другие их типы. Сводчатые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выполняют лишь основание канала. Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый канал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов. При монтаже непроходного канала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполненяют в виде железобетонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают специальной стенкой, выполненной из кирпича. Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких канала возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроходных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зеленых насаждений.
Полупроходные каналы.
В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полупроходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено. Высоту полупроходного канала принимают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.
Проходные каналы
применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях больших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуникации - электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газопровод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.
Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 - 300 м. В местах, где располагаются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприятия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудование, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.
Экономическое обоснование проектных решений по ВиВ
Разработка проекта должна осуществляться на основе задания на проектирование, которое составляется заказчиком с участием проектной организации. Задание специализированным проектным организациям на разработку отдельных частей проекта, например водоснабжения и канализации, выдают ведущие проектные организации. Задание на проектирование должно составляться в соответствии с перспективным планом развития народного хозяйства на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) целесообразности намеченного строительства и реконструкции города, промышленных предприятий, а также с учетом проектов районной планировки и застройки городов и сельских населенных мест.
В ТЭО должны содержаться показатели, характеризующие эффективность капитальных вложений, и технико-экономические показатели будущего предприятия или сооружения (удельные капитальные вложения на единицу вводимой мощности и выпуска продукции, сроки окупаемости капитальных вложений, выпуск продукции на 1 руб. основных фондов, рентабельность предприятия, себестоимость единицы продукции, производительность труда).
Разработка проекта производится в соответствии с инструкцией, устанавливающей состав и содержание проекта, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, а также расширение или реконструкция действующих сооружений и зданий.
Проектирование канализации промышленных районов должно вестись на основе комплексного решения всей водохозяйственной проблемы с учетом использования местных водных ресурсов для населения, промышленности, ирригации, судоходства, рыбоводства, энергетики и пр. При этом в общем балансе воды должны учитываться и отработавшие сточные воды, особенно в тех случаях, когда ощущается нехватка воды из-за ограниченности ресурсов источников водоснабжения.
Комплексное проектирование водоснабжения и канализации промышленных предприятий и населенных пунктов предусматривает составление схемы единого генерального плана промышленного узла. Такая схема разрабатывается в целях определения наиболее целесообразного в технико-экономическом отношении объединения отдельных предприятий в промышленный узел с комплексным решением водоснабжения, канализации и других инженерных коммуникаций.
После утверждения схемы исходные ее положения являются основанием для составления ТЭО водоснабжения и канализации промышленного узла или его объектов
ТЭО - предпроектнвтй документ, уточняющий и дополняющий схемы развития и размещения соответствующих отраслей промышленности (народного хозяйства), на основании которого обосновываются размещение намечаемого к проектированию и строительству предприятия (сооружения), его производственная мощность, номенклатура продукции, обеспечение сырьем, полуфабрикатами, топливом, электроэнергией и водой, основные технологические и строительные решения и важнейшие технико-экономические показатели производства и строительства предприятия (сооружения).
При разработке ТЭО должны учитываться новейшие достижения науки и техники с тем, чтобы строящиеся, реконструируемые и расширяемые предприятия (сооружения) ко времени ввода их в действие были технически передовыми, имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, низкую себестоимость продукции и обеспечивали нормальные условия труда.
Технико-экономические обоснования разрабатываются на полную проектную мощность предприятия и на первую очередь строительства с широким использованием передового опыта по аналогичным действующим предприятиям (сооружениям) и наиболее эффективных проектных решений.
Технико-экономические обоснования оформляются в виде пояснительной записки с приложением необходимых расчетных, табличных и графических (карты, схемы, чертежи) материалов
ТЭО согласовываются с Госпланом СССР и Госстроем СССР и утверждаются министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.
На основе утвержденного ТЭО составляется задание на разработку технического проекта.
Проектирование канализации ведется, как правило, по двум стадиям. технический проект и рабочие чертежи.
Разработка проекта в одну стадию (техно-рабочий проект) допускается (с разрешения утверждающей инстанции) в тех случаях, когда для выбора строительной площадки или трассы для канализационного трубопровода не требуется предварительного выполнения проектных и изыскательских работ, т. е. когда решение этих вопросов с достаточной очевидностью предопределяется местными условиями строительства, опытом проектирования аналогичных объектов и наличием соответствующих типовых или рекомендованных для повторного применения экономичных индивидуальных проектов.
Техно-рабочий проект должен разрабатываться в объеме, необходимом для оценки принятых решений и производства строительно-монтажных работ, и состоять из пояснительной записки с технико-экономическими показателями, схемой генерального плана (для предприятия) и рекомендациями по организации строительства; рабочих чертежей с приложением заказных спецификаций на оборудование, приборы, арматуру и другие изделия; смет, составленных по рабочим чертежам; паспорта.
В отдельных случаях при проектировании объектов с новым неосвоенным производством или сложным технологическим процессом, а также при проектировании зданий и сооружений особой строительной сложности допускается (с разрешения инстанции, утверждающей проектное задание) до выполнения рабочих чертежей производить доработку проектных решений отдельных цехов, зданий, сооружений и других частей проекта в той степени, в которой это требуется для выявления технических характеристик оборудования и выполнения рабочих чертежей.
Ведение проектирования по двум стадиям основывается на возможности широкого использования для строительства типовых проектов".
Технический проект канализации любого объекта, включая очистку и обезвреживание сточных вод, должен быть выполнен с учетом местных условий и санитарных требований.
В проекте, включающем пояснительную записку с обоснованием расходов и состава сточной воды, с необходимыми графическими материалами и сметой, дается технико-экономическое сравнение возможных вариантов решения схемы канализации города и промышленных предприятий и обосновывается выбор оптимального варианта самой схемы и метода очистки сточных вод, а также места выпуска их в водоем.
В проекте должны быть установлены расчетные сроки работы проектируемой канализации и разбивка строительства на очереди, определены основные размеры сооружений, произведен выбор оборудования, составлено штатное расписание эксплуатационного персонала и исчислены стоимость строительства и себестоимость отведения и очистки сточных вод.
Графические материалы должны включать генеральные планы объекта и планы окрестностей, варианты решения схемы канализации с указанием расположения всех основных сооружений и их чертежи (для определения размеров сооружений и основных конструкций, позволяющих исчислять строительную стоимость).
Порядок составления проекта канализации и характер вопросов, разрешаемых на отдельных стадиях проектирования, приведены ниже.
Технический проект. В пояснительной записке к проекту по канализации приводятся исходные и нормативные данные, гидравлические, технологические, технико-экономические и другие расчеты по количеству и составу сточных вод, сетям, насосным станциями очистным сооружениям, энергоснабжению; определяются материалы и способы производства работ, очередность и сроки осуществления строительства. Решаются вопросы технической эстетики. На стадии технического проекта определяется сметная стоимость строительства канализации.
Канализационные сооружения, при расширении которых в будущем потребуются значительные дополнительные затраты на их устройство, должны проектироваться и осуществляться сразу на расчетный срок. Сооружения, строительство которых можно осуществлять по мере потребности без значительных затрат на их переустройство, должны проектироваться в объеме, необходимом только на первую очередь с расчетом на их полное использование при дальнейшем развитии строительства.
В первую очередь прокладывается та часть канализационной сети, которая необходима для обслуживания уже существующих или строящихся жилых кварталов и промышленных предприятий исходя из капитальной застройки.
Условия спуска сточных вод и способы их очистки должны быть согласованы на стадии проектирования с исполкомом местного Совета депутатов трудящихся, с бассейновой водной инспекцией Министерства мелиорации и водного хозяйства союзных республик, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при спуске сточных вод в водоемы рыбохозяйственного значения - и с органами Рыбоохраны. При спуске сточных вод в судоходные реки необходимо согласовать место выпуска и его конструкцию.
В техническом проекте должен быть приведен перечень используемых типовых проектов. Типовые проекты содержат следующие материалы: заглавный лист с перечнями чертежей данной марки, примененных стандартов, типовых чертежей с системой условных обозначений; планы в масштабе 1:200 и в необходимых случаях элементы планов в масштабе 1:50 или 1: 100 с указанием оборудования и сетей водопровода и канализации; схемы водопровода, хозяйственно-фекальной, производственной и ливневой канализации; общие виды нетиповых конструкций, узлов и деталей в масштабе 1:50; указания по антикоррозионной защите, заказные спецификации на все виды оборудования, приборов, арматуры и других изделий. Чертежи водопровода и канализации, как правило, должны выпускаться совмещенными.
Проект и смета к техническому проекту подлежат утверждению в установленном порядке. На основе утвержденного проекта должны составляться спецификации оборудования.
Составленные по техническому проекту сметы на строительство отдельных зданий и сооружений и сметы на отдельные виды строительных и специальных работ согласовываются со строительной организацией. Затем составляется сводка объемов и определяется размер затрат на приобретение оборудования и стоимость работ по его монтажу. После этого составляют сводную ведомость, определяющую потребность в производственных ресурсах.
Рабочие чертежи составляются на основе утвержденного технического проекта и полученных от заказчика технических данных по заказанному оборудованию для строительства канализации. При разработке рабочих чертежей должны быть использованы стандарты и типовые чертежи отдельных сооружений.
Унификация канализационных сооружений (ведущие институты Со-юзводоканалниипроект, Мосводоканалниипроект и Гипрокоммунводока-нал) позволит ускорить темпы строительства и ввода в действие объектов. Монтаж сооружений в этом случае сводится к применению небольшого числа (18-20) унифицированных блоков.
При проектировании сложных объектов целесообразно использование метода объемного (макетного) проектирования. Особое значение этот метод приобретает, когда проектируемые сооружения насыщены большим количеством трубопроводов разного назначения с соответствующей арматурой и приборами автоматизации технологического процесса. Объемное проектирование ведется комплексной группой проектировщиков, состоящей из сантехников, строителей, энергетиков, специалистов по автоматике и контрольно-измерительным приборам. Пользуясь сборнс-разборным макетом, выбирают лучший вариант. Основным видом проектной документации служит фото с масштабного макета. При одностадийном проектировании масштаб модели принимается 1:50 или 1:25, а при большой насыщенности трубопроводами- 1: 10.
После согласования и утверждения окончательного варианта проектировщики производят графическую и расчетную доработку технологических коммуникаций, уточняют диаметры трубопроводов, узлов и т. д. При этом все схемы трубопроводов графически составляются упрощенно. В последнее время вместо графической доработки применяют фотографирование узлов модели с последующим их изготовлением и монтажом по фотографиям.
Опыт объемного проектирования показал, что кроме улучшения качества проекта достигается снижение стоимости проектирования на 10- 15%. Но главное преимущество объемного проектирования - в его наглядности, в исключении ошибок и в возможности лучшей организации строительно-монтажных работ.
Техника безопасности, охрана труда и противопожарные мероприятия при эксплуатации водозаборных
3.1. Техника безопасности и охрана труда Конструкция водозаборных сооружении из поверхностных источников водоснабжения должна обеспечивать безопасность работ при осмотре, ремонте и очистке водозаборных камер и колодцев от осадка, решеток оголовка или берегового водоприемника от засорения плавающими предметами, водорослями и льдом. При выполнении работ по ремонту и эксплуатации водозаборных сооружений из поверхностных источников водоснабжения необходимо соблюдать требования «Единых правил безопасности труда на водолазных работах» и правил техники безопасности при эксплуатации городских гидротехнических сооружений», ГОСТ 12.3.012-77, который предписывает следующие правила при эксплуатации и обслуживание:
Оборудование на всасывающих и самоточных линиях, у береговых колодцев и др. (задвижки, шиберы, подъемные механизмы, приемные клапаны и др.) располагают так, чтобы они были доступны для ремонта. Маховички задвижек располагают на поверхности или применяют дистанционное управление.
Очистка входных решеток ручными граблями с лодок или льда разрешается только в случае слабого течения воды (0,3-0,5 м/сек) и малой глубине (до 2 м) и только при незначительных загрязнениях. На глубоких реках с быстрым течением решетки очищаются водолазами или работниками эксплуатации при условии оборудования специальных устройств и с соблюдением требований НАОП 5.1.21-1.08-90 Единых правил безопасности на водолазных работах (РД31.84.01-90), утвержденных Министерством здравоохранения СССР в 1990 году - (далее НАОП 5.1.21-1.08-90).
Во время осмотра, ремонта и очистки входных решеток на всасывающих линиях должны останавливаться насосы и обесточиваться линии электроснабжения.
Во время обогревания решеток оголовка водоприемника паром или горячей водой шланги для ее подачи проверяют на необходимое давление и плотно скрепляют в местах соединений, чтобы предотвратить ожоги работников, которые находятся поблизости.
Во время электрообогрева решеток временные электролинии от трансформаторов прокладывают изолированными проводами.
Работы по обогреванию решеток проводят под непосредственным наблюдением и руководством работника, ответственного за работу водозаборных сооружений.
Во время очистки решеток оголовка откалывание льда с покрытых льдом частей сооружений и тому подобное движение по льду реки или водоема разрешается только после проверки толщины льда в соответствии с НАОП 5.1.21-1.08-90 и при условии постоянного наблюдения за его состоянием. Работники обеспечиваются в это время предохранительными поясами и веревками. На льду для выполнения работ и прохода людей укладывают настилы из досок, а на видных доступных местах размещают спасательные средства (жерди, спасательные круги и тому подобное).
Работы по укреплению берега на участке водозаборных сооружений выполняют при условии наличия лодки с необходимым спасательным инвентарем. На видном месте размещают спасательные средства (круги, багры, веревки, пояса).
Перед началом работы в галереях для работников проводят целевой инструктаж по охране труда с оформлением наряда. Около входа в галерею на видном месте вывешивают выписку из этих Правил.
Во время работы в галереях у входа в галерею для наблюдения за состоянием работ и оказанием в случае необходимости помощи тем, кто работает в галерее ставят двух работников. Не разрешается вход в галерею и выполнение в ней работ одному работнику.
В других случаях во время выполнения работ в галереях следуют мерам безопасности, как и во время выполнения работ в канализационных колодцах и коллекторах.
Работы по очистке водоприемных колодцев от осадка и спуск в колодец обслуживающего персонала выполняют под надзором работника, ответственного за работу водозаборных сооружений, с соблюдением мер безопасности, как и во время выполнения работ в водопроводных и канализационных колодцах и коллекторах.
3.2. Противопожарные мероприятия
На водозаборах как предприятия оборудованные большим числом электроагрегатов при эксплуатации предусматриваются следующие мероприятия по противопожарной защите:
Насосные станции водозаборных сооружений размером машинного зала 6x9 м и более должны оборудуются внутренним противопожарный водопроводом с расходом воды 2,5 л/c.
Кроме того, следует предусматривать:
при установке электродвигателей напряжением 1000 В и менее - два ручных пенныхх
при установке электродвигателей напряжением свыше 1000 В или двигателей внутреннего сгорания мощностью более 221 кВт - дополнительно два углекислотных огнетушителя, бочку с водой вместимостью 250 л, два куска войлока, асбестового полотна или кошмы размером 2x2 м.
В насосных станциях водозаборных сооружений с двигателями внутреннего сгорания размещают расходные емкости с жидким топливом (бензин - 250 л, дизельное топливо - 500 л) в помещениях, отделенных от машинного зала несгораемыми конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 120.
В помещении насосной станции водозаборных сооружений для подключения установки пожаротушения к передвижной пожранной технике предусматривается трубопроводы с выведенными наружу патрубками, оборудованными соединительными головками. Трубопроводы обеспечивают наибольший расчётный расход в "диктующей" секции установки пожаротушения. Снаружи помещения насосной станции соединительные головки размещаются с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей.
Тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями.
К ним относятся:
устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных
Проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.
устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;
устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;
оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей а также планом эвакуации;
PAGE 3
Корепанов Е. В. Теплоснабжение. Лекция 2. Способы прокладки тепловых сетей
Лекция 2
СПОСОБЫ ПРОКЛАДКИ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
В зависимости от состояния грунта, рельефа местности и климатических условий тепловые сети могут быть подземными или надземными. Выбор способа прокладки определяется в зависимости от местных условий и технико-экономических соображений.
Надземная прокладка
Надземная прокладка осуществляется на отдельно стоящих стойках и эстакадах. На территории промышленных предприятий межцеховые коммуникации иногда прокладывают на кронштейнах, заделанных в стенах зданий.
Надземную прокладку выполняют на разной высоте по отношению к поверхности земли. Различают прокладку: на низких стойках; на стойках средней высоты; на высоких стойках.
Для обслуживания оборудования (задвижек, сальниковых компенсаторов) устраивают площадки с ограждениями и лестницами: стационарные при расстоянии от низа теплоизолирующей конструкции до поверхности земли 2,5 м и более или передвижные при меньшем расстоянии, а в труднодоступных местах и на эстакадах проходные мостики. При прокладке теплопроводов на низких опорах в местах установки оборудования должно предусматриваться покрытие поверхности земли бетоном.
Надземная прокладка на стойках
Надземные трубопроводы на низких стойках прокладываются на высоте 0,35…1,8 м по трассам не пересекаемым движением людей и транспорта. Минимальная высота в свету от уровня земли до тепловой изоляции принимается не менее 0,5 м при ширине группы труб более 1,5 м и не менее 0, 35 м при ширине группы труб до 1,5 м. Следует учитывать и высоту снежного покрова, так чтобы снеговые покровы и поверхностные воды не создавали условия для увлажнения тепловой изоляции.
Низкие стойки применяют для прокладки труб на свободных от застроек площадках. Стоимость низкой прокладки минимальная. Недостатками являются: незащищенность тепловой изоляции, защитного и покровного слоя от внешних повреждений; зарастание полосы размещения сетей травой и кустарником; невозможность очищения территории машинами и механизмами; невозможность использования занятой территории для хозяйственных целей.
Надземные трубопроводы средней высоты прокладываются на уровне 2…3 м в местах, где необходим проход под ними людей, а также над заборами, проездами для легкового транспорта, автостоянками, над зданиями малой высоты.
Надземные трубопроводы высокой прокладки сооружают на высоте более 5 м и рассчитаны на проезд под ними любого транспорта, прокладку над кровлями зданий и сооружений различного назначения. Высота прокладки может достигать 15 м. Теплоизоляции практически не повреждается. Территория под теплотрассой используется для различных целей и убирается механизировано.
По способу восприятия нагрузки различают стойки промежуточные и анкерные. Промежуточные стойки предназначены в основном для восприятия вертикальной нагрузки от массы труб, теплоносителя и изоляции. Они рассчитаны также на восприятие небольшой горизонтальной нагрузки, возникающей от трения опорных конструкций труб на стойках. На промежуточных стойках трубы свободно опираются на подвижных опорах. Анкерные или неподвижные стойки воспринимают горизонтальную нагрузку температурных удлинений трубопроводов. На анкерных стойках трубы закреплены неподвижно.
Отдельно стоящие стойки бывают: стальные, железобетонные. Стальные стойки дороги, поэтому они повсеместно вытесняются железобетонными стойками (рис. 2).
Анкерные стойки (рис. 2, а ) выполняются пространственной формы из промежуточных стоек (рис. 2, а или рис. 2, в ), соединенных между собой поперечными связями.
а одноветвевые б анкерная стойка, составленная из отдельных стоек в двухветвевые |
|
Рис. 1. Основные виды надземной прокладки теплопроводов: а на отдельно стоящих опорах (стойках), б на эстакадах |
Рис. 2. Типовые конструкции железобетонных стоек: 1 траверса, 2 стойка, 3 поперечные межстоечные связи |
По принципу работы высокие стойки подразделяют на жесткие, гибкие и качающиеся (рис. 3).
Жесткие стойки (рис. 3, а ) прочно защемлены в фундаменте. При температурном удлинении труб стойки изгибаются под воздействием трения опорных конструкций трубы и стойки. Гибкие стойки (рис. 3, б ) защемлены в фундаменте, верх стоек шарнирно соединен с трубопроводом. При удлинении трубы верх стоек перемещается вместе с трубой, вызывая изгиб стойки. Качающиеся стойки (рис. 3, в ) шарнирно соединены с фундаментом и трубами, поэтому температурное удлинение труб вызывает поворот стоек относительно нижних шарниров. Из всех стоек чаще применяют жесткие как наиболее дешевые и удобные при монтаже трубопроводов.
Расстояние между стойками нормируется и в зависимости от несущей способности труб принимается от 6 до 24 м (чем больше диаметр труб, тем больше пролеты между стойками).
Под П-образными компенсаторами устанавливают компенсаторные стойки (рис. 4), которые размещаются с одной или двух сторон вдоль трассы на расстоянии от нее, равном наибольшему вылету П-образных компенсаторов.
При прокладке труб небольшого диаметра на отдельных стойках промежуточные опоры могут создаваться посредством вантовых растяжек и подвесок (рис. 5).
Прокладка теплопроводов на подвесных (вантовых) конструкциях является наиболее экономичной, так как позволяет значительно увеличить расстояние между мачтами и тем самым уменьшить расход строительных материалов. Расстояния между точками подвески принимают в соответствии с несущей способностью трубы наименьшего диаметра.
Надземная прокладка на эстакадах
Эстакады сооружают для совместной прокладки большого числа трубопроводов различного назначения и диаметров. Изготовляют эстакады из металла или железобетона. Для обслуживания оборудования трубопроводов на эстакадах на траверсах устраивают продольные настилы (проходные дорожки) лестницы. Прокладка теплопроводов на эстакадах является наиболее дорогой и требует наибольшего расхода металла или железобетона. В связи с этим ее целесообразно применять при большом числе труб (не менее пяти-шести). Горизонтальные нагрузки трубопроводов передаются частично на анкерные стойки. В температурных швах размещаются компенсаторные рамы или компенсаторные стойки для опирания на них П-образных компенсаторов. Для уменьшения количества стоек трубопроводы большого диаметра могут использоваться в качестве несущих конструкций для укладки или подвески к ним трубопроводов малого диаметра, требующих более частой установки опор.
В конструкциях сборных железобетонных эстакад (рис. 6) используют типовые стойки. Пролеты между стойками перекрывают железобетонными продольными балками, на которых через 3…4 м раскладывают траверсы. Расстояния между стойками принимают от 6 до 18 м, кратными 3 или 6 м, поскольку эстакады перекрывают балками стандартной длины. Продольные балки более 18 м не выпускают из-за большой собственной массы железобетона. Пролетные стойки могут быть одноярусными и многоярусными. Балки и траверсы, приваренные к стойкам, образуют пролетные строения. Несколько маршей пролетных строений и стоек образуют жесткую единую конструкцию. При большой протяженности эстакад пролетные строения разделяют температурными разрывами (швами) на температурные блоки.
При надземной прокладке сетей возникает необходимость пролетных строениях более 18 м. (прокладка сетей через шоссейные дороги, железнодорожные пути, каналы, реки, различные сооружения и пр). В таких условиях используются стальные пролетные конструкции (фермы) длиной до 36м.
Пролетные конструкции собираются на месте их металлического профиля (двутавр, швеллер, уголок и др.). Конструкция должна предусматривать сооружение продольных проходных дорожек шириной 0,6 м. Пролетные конструкции монтируются на колоннах. Это могут быть либо металлические или железобетонные колонны, либо железобетонные сваи-опоры.
Металлические эстакады могут быть как одноярусные (рис. 7, а ), так и многоярусные (рис. 7, б ).
Подземная прокладка
При подземной прокладке тепловых сетей используют два способа: канальный и бесканальный.
Канальная прокладка выполняется в непроходных, полупроходных и проходных каналах (тоннелях). Канальная прокладка выполняется в однотрубном, так и в твухтрубном исполнении. При выборе размеров каналов руководствуются требованиями по минимальным расстояниям в свету между трубопроводами и стенками каналов (табл.1).
Таблица 1. Минимальное расстояние между трубопроводами и строительными конструкциями непроходных каналов, мм
Условный проход трубопровода |
Расстояние в свету от поверхности теплоизоляционной конструкции трубопровода |
|||
до стенки канала |
до поверхности смежного трубопровода |
до перекрытия канала |
до дна канала |
|
25...80 |
||||
100…250 |
||||
300... 350 |
||||
Проходные каналы и тоннели
Применяют в основном при совместной прокладке инженерных коммуникаций различного назначения (теплоснабжение водопровод, канализация, технологические трубопроводы, электрокабели, телефонные кабели и пр.) в стесненных условиях крупных городов, под разветвленными транспортными уздами и в других аналогичных, местах, исключающих возможность проведения ремонта с вскрытием, каналов (рис. 8).
Проходные каналы используют часто для прокладки теплопроводов под многоколейными железными дорогами и автострадами с интенсивным движением транспорта, не допускающим вскрытия каналов и нарушения работы узлов на период ремонта сетей.
Каналы сооружают из монолитного или сборного железобетона. Наименьшая высота канала принимается 1,8 м, ширина определяется числом и размерами труб с учетом допустимых зазоров между ними. Ширина прохода для обслуживания принимается не менее 0,7 м. Габариты типовых каналов выбирают из условия свободного доступа, ремонта и обслуживания арматуры, оборудования и теплоизоляции. Общие коллекторы оборудуют монтажными проемами, вентиляцией, освещением, телефонной связью и средствами водоотлива.
Прокладка в приходных каналах обеспечивает постоянный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам, что обеспечивает их надежность и долговечность. Однако стоимость строительства проходных каналов и монтажа в них теплопроводов высокая. Кроме того, проходные каналы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
В проходных каналах трубы большого диаметра размещают в нижнем ряду, меньшего диаметра вверху Теплопроводы рекомендуется укладывать в правом (по ходу теплоносителя со станции) вертикальном ряду, остальные в левом.
Полупроходные каналы
Применяют на коротких ветках под инженерными и транспортными узлами, городскими площадями и другими участками, не допускающими вскрытия каналов.
Непроходные каналы
Получили наибольшее распространение в практике строительства тепловых сетей. Этот тип прокладки применяют в любых грунтовых условиях. Применяемые конструкции непроходных каналов отличается большим разнообразием по форме, материалу и используемым строительным изделиям: из монолитного железобетона, из сборного железобетона, с кирпичными стенками, из лотковых элементов, с воздушным зазором между тепловой изоляцией и стенками канала и без воздушного зазора.
Теплопроводы без воздушного зазора (с засыпной теплоизоляцией) применяются на участках, на которых отсутствуют боковые перемещения трубопроводов. Такая конструкция не нашла широкого применения вследствие интенсивной наружной коррозии трубопроводов, развивающейся в условиях высокой влажности тепловой изоляции, так как отсутствие воздушного зазора ухудшает вентиляцию воздуха и подсушку изоляции.
В непроходных каналах с воздушным зазором коррозия трубопроводов значительно меньше. Воздушный зазор обеспечивает как осевое, так и боковое перемещение теплопроводов.
В настоящее время используются несколько типов непроходных каналов: лотковые КЛ, КЛп, КЛс (рис. 9, а ); сводчатые сборного железобетона Мосэнсрго (рис. 9, б ); из сборных железобетонных плит марки КС (рис. 9, в ).
При выборе типа канала конструируемых тепловых сетей необходимо учитывать: экономичность, долговечность, обеспечение минимальных тепловых потерь в сетях, индустриальность при сооружении, минимальную потребность материальных и трудовых затрат при эксплуатации, гидрогеологические условия трассы, условия расположения трассы на территории застройки, возможность использования местных материалов и конструкций.
Каналы из лотковых элементов наиболее распространены и выполняются по серии 3.006.1-2/82 «Типовые конструкции и детали зданий и сооружений».
Маркировка каналов принята буквами и цифрами, определяющими вид конструкций и геометрические размеры. Буквами КЛ обозначены каналы из лотковых элементов, перекрываемых плоскими съемными плитами (рис. 10, а ); буквами КЛп каналы из лотковых элементов, опирающихся на плиты (рис. 10, б ); буквами КЛс каналы из лотковых элементов, уложенных друг на друга (рис. 10, в ) и соединяемых с помощью коротышей из швеллеров, которые закладываются в продольные швы.
Для многоячейковых каналов (рис. 10, г , д , е ) цифра перед буквами определяет число ячеек. Размеры канала (ширина и высота) указываются цифрами после буквенного обозначения, например 2КЛ 60-45 двухячейковый канал типа КЛ размерами 620 460 (размеры по серии 3.006.1-2/82, а условное обозначение сохранено по отмененным сериям ИС-01-04 и 3.006-2).
Для прокладки тепловых сетей более удобны каналы КЛп, так как в каналах марки КЛ и КЛс стенки лотков затрудняют производство монтажно-сварочных работ, но эти каналы сложнее защитить от проникновения грунтовых и талых вод.
Рис. 9 . Непроходные каналы: а из лотковых элементов типа КЛ ; б сводчатый с опорной рамой; в сборный из плит типа КС 1 лоток; 2 опорная подушка; 3 швеллер; 4 подвижная опора; 5 железобетонный свод; 6 плита днища; 7 железобетонное основание; 8 стеновой блок; 9 блок перекрытия |
Рис. 10. Одноячейковые каналы из лотковых элементов: а одноячейковый КЛ; б одноячейковый КЛп; в одноячейковый КЛс; г двухячейковый КЛ; д двухячейковый КЛп; е двухячейковый КЛс; |
Институтом «Мосинжпроект» разработана конструкция сводчатых каналов из сборного железобетона для тепловых сетей (рис. 9, б ). Элементы свода устанавливаются на опорную раму, которая является затяжкой свода. Это позволяет рассчитывать свод как распорную конструкцию. По расходу материалов сводчатые железобетонные каналы экономичней каналов прямоугольного сечения. Достоинством этих каналов является то, что образующийся на поверхности конденсат стекает по своду на дно канала, а не на изоляцию, как в прямоугольных каналах. В настоящее время эти каналы применяются редко, так как изготовление сводов требует применения сложных металлических форм и технологии. Кроме того своды подвержены повреждению при перевозке и монтаже. При больших диаметрах трубопроводов своды становятся нетранспортабельными.
Каналы типа КС выполнялись с профильным основанием и со стеновыми блоками (рис. 9, в ). В отличие от каналов типа КЛ эти каналы менее технологичны, но их легче транспортировать.
В сухих грунтах теплопроводы укладывают в непроходные каналы на основу из крупнозернистого песка или другого фильтрационного материала. При прокладке в мокрых грунтах, при высоком уровне грунтовых вод стенки канала, основание и перекрытие оклеивают снаружи гидроизоляционными материалами на битумном пластике.
Подвижные опоры трубопроводов в каналах опираются на плоские прямоугольные железобетонные подушки, укладываемые на дно по слою цементного раствора. В верхней части опорных подушек устанавливают закладные металлические детали, выступающие из бетона на высоту до 20 мм и обеспечивающие беспрепятственное скольжение стальных опор трубопроводов. С помощью подушек между низом изолированного трубопровода и дном канала образуется воздушный зазор, препятствующий увлажнению изоляции от попадающей в канал воды. Для стока воды вдоль канала между подушками соседних трубопроводов должно оставляться расстояние не менее 0,1 м. Высота подушек принимается в зависимости от диаметра трубопровода.
Бесканальная прокладка
Перспективный и экономичный способ строительства тепловых сетей. Перечень строительно-монтажных операций, а, следовательно, и объем работ при бесканальной прокладке значительно уменьшается, благодаря чему стоимость сетей по сравнению с канальной прокладкой снижается на 20…25%. По этим соображениям тепловые сети с диаметрами трубопровода до 500 мм рекомендуется прокладывать преимущественно бесканально.
Бесканальные прокладки до 1941 г. имели большое распространение. Применяли засыпную и заливную (на месте) теплоизоляцию. Такая изоляция могла применяться только в сухих грунтах, поэтому из-за несовершенства гидроизоляции бесканальная прокладка до 1949 года не применялись. В 50-60-х годах при строительстве сетей с бесканальной прокладкой стали использовать предварительно изолированные трубопроводы. Были разработаны два варианта трубопроводов.
Первый вариант труба с минераловатной изоляцией в железобетонной или асбоцементной оболочке. При температурных удлинениях труба перемещалась внутри оболочки.
Второй вариант трубопровод с автоклавной армопенобетонной теплоизоляцией, наносимой в заводских условиях. Наружная поверхность покрывалась гидроизоляционным слоем: либо оклейкой бризолом (4 слоя), либо асфальтовой мастикой с армированием бризолом или стеклотканью. Поверх гидроизоляции наносился слой штукатурки по металлической сетке. Эти трубопроводы также не нашли широкого применения из-за низкой стойкости гидроизоляции.
В настоящее время разработаны и используются новые конструкции предварительно теплоизолированных трубопроводов: ППУ трубы с пенополиуритановой изоляцией и полиэтиленовой оболочкой; ППМ трубы с пенополиуритановой изоляцией и с оболочкой, получаемой из самого теплоизоляционного материала в процессе изготовления (защитная корка). Разработаны и различные соединительные и фасонные предварительно изолированные детали.
Вариант прокладки предварительно изолированных труб в траншее с бесканальной прокладкой приведены на рис. 11. При прокладке под дорогами или автомобильными проездами трубы защищают железобетонными плитами, укладываемыми над трубами (рис. 11, б ).
На дне траншеи устраивается песчаная подсыпка толщиной 150-200 мм в зависимости от диаметров теплопроводов. При засыпке трубопровода над верхом защитной оболочки изоляции труб обязательно устройство защитного слоя из песчаного грунта толщиной не менее 150 мм, не содержащего твердых включений (щебня, камня и т.д.) с послойным уплотнением (особенно пространства между трубопроводами, а также между трубопроводами и стенками траншей). Глубина заложения трубопроводов 0,6…0,8 м.
Попутный дренаж подземных тепловых сетей
При проектировании тепловых сетей желательно располагать их выше уровня грунтовых вод, а для защиты от поверхностных вод отметки поверхности земли над трассой должны несколько превышать отметки окружающего грунта. Если такая прокладка практически неосуществима, то в неблагоприятных гидрогеологических условиях (для снижения уровня грунтовых вод и створа поверхностных вод дождевые, талые), выполняют продольный (попутный) дренаж, обеспечивающий понижение уровня грунтовых вод в узкой полосе расположения теплотрассы, так как затопление сетей приводит к разрушению изоляции, наружной коррозии и к резкому увеличению теплопотерь.
Дренажное устройство состоит из дренажной трубы и фильтрационного материала обсыпки из песка и гравия (щебня).
Дренажные устройства прокладывают вдоль трубопроводов по одну (рис. 12) или обе стороны. В первом случае дренажи называются односторонними, во втором двухсторонними. Односторонние дренажи прокладывают со стороны притока грунтовых вод.
Кривая депрессии (уровень грунтовых вод при работе дренажа) должна быть ниже дна канала, поэтому для обеспечения устойчивого понижения грунтовых вод заглубление верха дренажных труб принимается не менее чем на 300 мм ниже дна канала или низа тепловой изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке. Дренажи укладывают с продольными уклонами не менее 0,002 в глинистых грунтах и не менее 0,003 в песчаных.
В местах смены диаметров дренажных труб, на поворотах, в местах ответвлений и при перепадах уровней труб устанавливают смотровые колодцы канализационного типа. Дренажные колодцы принимаются диаметром 1 м. Отметка дна дренажного колодца принимается на 0,3 м ниже отметок заложения примыкающих дренажных труб.
На прямых участках расстояние между смотровыми колодцами на дренаже принимают для труб диаметром: D у =125 мм не более 40 м; D у =150…300 мм не более 50 м; D у >300 мм не более 75 м.
Для дренажа компенсаторных ниш от основного дренажа устраиваются отдельные ответвления. Конструкцию ответвлений принимают аналогичной основному дренажу. В местах ответвлений устанавливают смотровые колодцы.
При проходе дренажей в щитовых опорах оставляют отверстия для пропуска дренажных труб. Диаметр отверстия принимают на 200 мм больше внешнего диаметра труб.
На участке, где дренажные трубы проходят через камеры, трубы выполняют из металла. В этом случае в местах прохода труб сквозь стены устанавливают проходные сальники. Трубы должны быть с улучшенной гидроизоляцией без отверстий, с патрубками, имеющими заглушки для возможности проверки дренажа.
В качестве дренажных труб (рис. 13) выбирают: керамические дренажные трубы; керамические кислотоупорные трубы; бетонные безнапорные трубы; асбестоцементные трубы (при слабокислых водах рН=5…6); чугунные трубы (для напорных трубопроводов и под железнодорожными путями); стальные трубы (только для напорных трубопроводов и под железнодорожными путями, а также при пропуске через камеры и на конечных участках сброса дренажа в открытые водоемы).
Рис. 13. Дренажные трубы: а керамические канализационные и бетонные безнапорные раструбные; б асбестоцементные безнапорные с вертикальными отверстиями; в асбестоцементные безнапорные с круглыми отверстиями; д асбестоцементные безнапорные с горизонтальными отверстиями; 1 дренажные отверстия; 2 заделка асбоцементным раствором |
Железобетонные и бетонные трубы используются редко из-за возможности выщелачивания и последующего разрушения бетона в агрессивных водах.
Диаметры дренажных труб выбираются исходя из расчетного количества отводимых вод в л/с на 1 км теплотрассы и скорости движения воды 0,5…0,7 м/с (но не более 1 м/с), так как при больших скоростях размывается грунт около дренажных труб. Трубы диаметром менее 150 мм в качестве дренажных не применяют.
В качестве дренажной обсыпки применяют крупнозернистый песок, средний гравий, а также щебень изверженных горных пород и среднезернистый песок с коэффициентом фильтрации не менее 20 м/сутки.
Выпуск дренажных вод осуществляется в городскую ливневую канализацию, водосточную сеть, открытые водоемы или овраги. При отсутствии ливневой канализации допускается выпуск дренажных вод в бытовую канализации с установкой в канализационном колодце клапана типа заслонки с разрывом через промежуточный колодец и установки в камере гидрозатвора. Если дренажная сеть расположена ниже канализационной сети и отвод дренажных вод самотеком невозможен, то сооружаются дренажные насосные станции. Насосные станции строят, как правило, из железобетонных колец диаметром 3 метра. Станции имеют два отсека: резервуар для приема дренажной воды и машинный зал